Деловая газета Взгляд Прыжок в пустоту Июль 2008 года

Деловая газета Взгляд Прыжок в пустоту Июль 2008 года

Текст: Юрий Безбородов

Первая книга трилогии Наталии Кулагиной «Орел. Решка» появилась год назад и сразу привлекла внимание оригинальностью идеи. Книга начиналась с двух сторон и интриговала необычным вступлением: «Перед прочтением этой книги возьмите простую монетку и подбросьте ее. Выпадет «орел» — начинайте читать книгу «Орел». Выпадет «решка» — начинайте читать книгу «Решка». Только монетка определит, как эта книга начнется и чем она закончится именно для Вас».

Наталья Кулагина дебютировала всего несколько лет назад романом «Прайм тайм» и с тех пор выпускает книгу за книгой. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юрий Безбородов встретился с бывшей телеведущей, молодой и красивой писательницей Натальей Кулагиной, чтобы прояснить замысел первой части трилогии и узнать, что же будет дальше.

 

«Моя жизнь похожа на жизнь куколки-гусенички. Она копит энергию ради одного мига рождения крыльев бабочки за спиной. Для меня эти крылья — мои книги»
— Наталья, пришло время раскрыть тайну. Что такое «Орел» и «Решка»?
— «Орел. Решка» — роман-игра, роман-матрица, путешествие по лабиринту. Роман как кроссворд.
Пока не найдешь все ключевые слова, не сложится целостной картины. Выход из этого лабиринта может быть по ту и по эту сторону жизни. В книге главный персонаж — ИГРА. Именно она сталкивает героев, ведет их по тонким пунктирным точкам судьбы, оправдывает их страдания, а в конце одаривает великой любовью.
Герои ищут друг друга в разных эпохах, жизнях, временах. Пока они способны искать и идти друг к другу, они живы. В лабиринте-игре есть два пути. Путь «Орла» — путь свободы, ясности, чистоты, силы. И путь «Решки» — путь ограничения, очищения, земных мук.
Если выпал путь «Орла» — читатель быстрее дойдет до конца лабиринта. Если выпала «Решка» — этот путь будет несколько длиннее. Философию игры формулировали такие писатели, как Гессе, Кортасар. Идея игры стара, как мир. Но я добавила ей волшебства русской сказки.
— Вторая книга трилогии «Прорубь» тоже об игре?
— Нет. Действие книги происходит в наши дни. Гламурная фотомодель журналистка Вера отправилась на Север выполнять редакционное задание.
Вера, женщина-мечта, предводительница светской Москвы, влюбилась в простого русского рыбака Серегу. Вера пошла за Серегой на край света, на его остров-рай. Она поменяла свои дорогие фирменные тряпочки на нечто более привычное для Сереги — ватники и сапоги.
В таком виде она была вполне себе счастлива до тех пор, пока Серега не взял Веру в плен. Здесь начинается самое интересное — поиск себя, встреча с невидимыми людьми, жесткие испытания. Получилась книга о преображении Веры в прямом и переносном смысле слова.
— А почему место действия книги — русский Север?
— Русский Север — последняя экологическая зона нашей души. Там нет лишних людей, лишнего шума и суеты. Зато потрясающая мощь, энергия Белого Моря, валунов, шхер. Там любовь происходит будто в первый и последний раз в жизни.
Я хотела украсить историю любви между принцессой и нищим великолепными видами природы, ощущением присутствия вещих птиц и древних сил Земли. А это возможно только на Севере.
Потом мне хотелось рассказать как можно больше историй о том, зачем люди уезжают на Север. Здесь и Гиперборея, и древние практики шаманов, и православные чудеса.
— Это автобиографичный роман?
— У меня была задача не рассказать о себе, а придумать героине Вере уникальную ловушку-западню, в которую она попала с радостью и даже с толикой наивности.
Только там, в плену, на краю мира, на загадочном Буяне, после мучительных испытаний она может сказать, чего она стоит на самом деле. А моя жизнь — жизнь автора, наблюдателя, сказочника, который начинает свои истории: «Жили-были…»
— Кто придумал такое леденящее название книги — «Прорубь»?
— Я. Писала книгу под кодовым названием «Север». Отправила рукопись в издательство как «Нежность». А в итоге родилась «Прорубь». Мне понравилась энергетика слова, вполне отвечающая русской идее. Прорубить окно в рай.

— Какая идея объединяет книги трилогии?
— Идея Русского Пути. Мои герои идут по знакам Лукоморья, на песни кота Баюна. Они преображаются под взглядом вещих Гамаюн или Стратим-птиц.
Они ищут и находят свою любовь, начинают верить в чудеса и создавать свои реальности. Мои герои меняют мир по законам волшебной русской сказки, а не под действием грибов им. Кастанеды.
— Насколько достоверны герои книг?
— Герои не верят, что они вымышлены, и пытаются подать на автора в суд…
Теперь я точно знаю, что все герои существуют в реальном времени. Только я об этом раньше не знала. Теперь я их встречаю. Внешнее и внутреннее сходство героев книги и реальных людей колоссальное.

Когда я садилась писать, у меня было желание создать «картонных героев», которые озвучивали бы мысли о природе добра и зла. Но герои оказались сильнее меня, показали свой характер, заговорили на своем языке и материализовались.
— Вы пишете об аномальных явлениях. Вы сами с ними часто сталкивались?
— В суровых условиях земного ограничения всё, что не вписывается в рамки земного тяготения, можно выдать за аномальное явление. Но границы «НОРМЫ» никто не знает. Давно известно, если человек встает на путь познания, с ним начинают происходить чудеса. Даже самые необразованные олигархи пытаются сформулировать одну и ту же мысль: «Желать опасно. Желание может сбыться».
Конечно, когда в жизнь Ивана-дурака врывается жар-птица, значит, на этого дурака у мира большие планы. «Жар-птица» — фатальная полоса случайностей, которая выбивает почву из-под ног героя, лишает его воли и сна; нечто, что уничтожает его представления о мире и о себе. Такая фатальность выглядит как самая настоящая аномалия.
Но это нормально. Если в жизнь пришла «жар-птица», значит, всё идет по плану.
— Всегда ли Великому необходимы испытания?
— Да. Без испытаний человек о себе ничего не знает и может вообще никогда ничего не узнать. Испытания пробуждают волю к жизни, интерес, душевную потребность в защите и любви.
Испытания — прекрасное оружие против иллюзий, пустоты, бессмысленности. Пока герой доблестно сражается с некой полосой неудач, он учится любить жизнь, ценить время, мгновения любви. Кораблю, чтобы двигаться, необходимо сопротивление воды.

Человеку, чтобы расти, необходимо сопротивление социума или Бога. Кто во что верит.
— Что Вас радует в жизни?
— Я рада, что иногда мне удается сохранить ощущение иллюзии, что «я совершенно одна », некий Робинзон Крузо в большом городе. Одиночество дает мне силы работать.

 

— Из чего состоит процесс написания?
— Рождение книги похоже на рождение ребенка. Только здесь не помнишь, где и при каких обстоятельствах зачала, кто отец и «разве что-то было». Но организм меняется, текст начинает «расти», подступать к горлу.
Когда он «толкается ножкой», кажется, эта энергия может разнести без предупреждения. Чтобы выжить — надо рожать, писать, вновь переживать сеанс душевного стриптиза, разрыв внутренностей и т. п.

Готовлюсь писать, словно к прыжку в пустоту. Никогда не знаю, чем всё это закончится. Но не писать не могу. Слово может убить, если его проигнорировать.
Но сами «роды» проходят максимально быстро. Месяц-два, потом еще месяц на редакторские доработки — и всё. С этих пор текст мне больше не принадлежит.
Профессия «писатель» до сих пор наполнена тайной, и эта готическая романтика мне нравится. Моя жизнь похожа на жизнь куколки-гусенички. Она копит энергию ради одного мига рождения крыльев бабочки за спиной. Для меня эти крылья — мои книги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *